Банк "ВТБ24" открыл первый IT-центр за пределами Москвы.

Новый региональный сервисный центр с функциями IT-подразделений расположен в Самаре, где, по словам президента - председателя правления ВТБ24 Михаила Задорнова, более высокий уровень подготовки местных специалистов в сфере IT и финансов. Новый сервисный центр позволит банку снизить затраты на организацию рабочих мест и персонал. Аналитики отмечают, что IT-подразделения мигрируют туда, где минимальна стоимость высококвалифицированной рабочей силы, то есть в крупные города, где есть сильные технические вузы.

Сервисный центр в Самаре открыли Михаил Задорнов и губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Площадь сервисного центра составляет более 7 тыс. кв.м. Стоимость проекта - 2,8 млрд руб.

Сервисные центры ВТБ24 находятся уже в четырех городах России, однако, как сообщил корреспонденту ComNews сотрудник пресс-службы банка, только в самарском отделении вместе с сотрудниками финансового департамента трудятся и IT-специалисты. В сервисных центрах ВТБ24, которые расположены в других городах, например в Чебоксарах и Барнауле, сосредоточены только операционные функции и колл-центр. В Самаре IT-специалисты работают с первой линией поддержки, занимаются всеми видами тестирования, установкой ПО и его сопровождением, решением типовых обращений по разным направлениям. Площадка в Самаре также позволит банку увеличить время IT-поддержки за счет разницы в часовых поясах с Москвой.

Сотрудник банка уточнил, что в Москве останутся такие функции IT-подразделений, как разработка IT-архитектур, поддержка критических систем и часть тестирования.

Рабочие места в новом сервисном центре созданы с применением технологии VDI (Virtual Desktop Infrastructure). Она позволяет централизовать управление и контроль, а также сократить расходы на одно рабочее место, повысить безопасность IT-инфраструктуры, сократить серверную инфраструктуру и энергопотребление в самом сервисном центре. Кроме того, сотрудники нового IT-центра будут по минимуму использовать принтеры, а печать и копирование будут осуществлять по картам доступа в помещение. Информация о заданиях печати и копирования будет храниться в СЦ в течение трех месяцев.

Как уточнил сотрудник пресс-службы банка, сервисный центр в Самаре позволит банку снизить затраты на организацию рабочих мест и персонал, а также сократить общее количество рабочих мест за счет консолидации части функций подразделений.

Как говорит Михаил Задорнов, банк изначально планировал организовать сервисный центр в одном из 17 городов. Выбор пал на Самару. "Он был определен в том числе более высоким уровнем подготовки местных специалистов в сфере IT и финансов", - отметил президент - председатель правления ВТБ24. Всего в СЦ работает свыше 100 человек, причем более 20 из них - студенты. К концу 2017 г. в СЦ будет трудиться до 270 человек, а в I квартале 2019 г. - около 600 человек.

Как считает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, IT-подразделения мигрируют туда, где минимальна стоимость высококвалифицированной рабочей силы, что в данном случае означает близость к сильным техническим вузам в крупных городах. В Самаре работает Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, где конкурс на такие специальности, как прикладная математика и информатика, весьма высок. Кроме того, специалистов по ИКТ в Самаре выпускают СамГТУ ("Политех") и Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, а также другие вузы. "Поэтому нет ничего удивительного в том, чтобы крупный банк держал здесь IT-подразделение, - отметил он. - В случае банков сперва удаленно начинают работать колл-центры, затем - поддержка и тестирование". Основная выгода, очевидно, заключается в экономии как на стоимости квадратного метра, так и на стоимости рабочего времени.

Банки все активнее используют площадки в других городах для размещения там ИТ-систем, департаментов разработки и тестирования. Например, в 2015 г. Райффайзенбанк открыл центр центр разработки и сопровождения информационных технологий в Омске. Как сообщил корреспонденту ComNews руководитель управления стратегического управления, организации и контроля IT Райффайзенбанка Сергей Щербинин, центр занимается как разработкой IT систем, так и их поддержкой, а также поддержкой пользователей. "Помимо очевидных экономических выгод, географически распределенная компания, такая как Райффайзенбанк, должна иметь в регионе подобное подразделение, чтобы разница часов поясов не сказывалась на ее работе, - пояснил он. - Кроме того, в регионе мы видим высокую мотивацию наших коллег, задействованных в разработке и сопровождении информационных технологий банка. Как следствие, у нас повышается и качество работы в этом направлении. С другой стороны, вузы в регионах готовят высококвалифицированных специалистов, что дает возможность компаниям переводить часть IT в регионы, не теряя при этом качество работы".

Еще в 2011 г. Сбербанк подписал меморандум о намерениях с фондом "Сколково", согласно которому в иннограде откроется центр разработки IT-инфраструктуры и усовершенствования онлайн-услуг банка. Для этого банк собирался построить мегаЦОД в Сколково. В 2016 г. в результате конкурсных процедур банк выбрал генподрядчика для выполнения строительно-монтажных работ по созданию ЦОДа в иннограде. Им стала компания "Инсистемс" (входит в группу "Ланит"). В ГК "Ланит" вчера не ответили, какова судьба мегаЦОДа Сбербанка в "Сколково".

В 2017 г. будет открыто три новых площадки в регионах России. Основные направления - разработка и тестирование программного обеспечения, - пояснил он. - На региональных рынках труда предложение IT-специалистов по качеству не уступает столичному, а количество подготовленных специалистов, которые ищут работу, выше. Таким образом, выход на региональные рынки позволяет банку полноценнее восполнять свой спрос на интеллектуальный капитал".