"Россети" идут путем цифровизации

Хотя ИТ-политика ПАО "Россети" (ИТ-стратегия) пока не принята, ее ключевые положения так или иначе уже реализуются в компании. "Россети" активно развивают цифровые технологии, причем им помогают в том числе и операторы связи.

"Создание ИТ-политики находится на стадии завершения. Сейчас документ выносится на совет директоров, после чего будет принят к реализации. Основной тренд ИТ-политики - централизация процессов, связанных с внедрением единых программных продуктов, позволяющих "Россетям" существенно экономить", - заявил генеральный директор АО "Управление ВОЛС-ВЛ" (дочерняя компания ПАО "Россети") Станислав Терентьев, выступая на II Федеральном ИТ-форуме электроэнергетической отрасли России - Smart Energy 2017, организованном ComNews Conferences.

Как отметил заместитель начальника управления технологических автоматизированных систем и связи ДРКиТАСУ ПАО "Россети" Андрей Лескин, ИТ-политика охватывает направления, связанные с вопросами автоматизации, начиная с мониторинга автотранспорта и заканчивая процессами автоматизации бухгалтерского учета. "В ближашие несколько лет важной задачей для компании является снижение удельных операционных расходов на системы автоматизации или на бизнес-процессы за счет средств автоматизации", - сообщил он. По его словам, несмотря на то что ИТ-политика еще утверждается, ее ключевые положения так или иначе уже реализуются на практике. Например, действует единая система управления казначейскими операциями, а также другие системы управления.

Энергосетевые компании также активно сотрудничают с операторами связи. Например, ПАО "МегаФон" установило на 160 подстанциях ПАО "Ленэнерго" (входит в ПАО "Россети") датчики мониторинга проникновений на объекты и сбора телеметрии, а до конца года оснастит ими 1000 подстанций электросетевой компании. Кроме того, в IV квартале 2017 г. "МегаФон" начнет пилотный проект с другой "дочкой" Россетей - ПАО "Янтарьэнерго" (расположено в Калининграде). Другие операторы связи также заинтересованы в сотрудничестве с электроэнергетическими компаниями, но проявляют себя по-разному.

Главный эксперт Управления технологических автоматизированных систем и связи Департамента развития корпоративных и технологических автоматизированных систем управления ПАО "Россети" Сергей Марков отметил, что одна из стратегических задач на ближайшие пять лет, в том числе согласно обновленной ИТ-политике, - это комплексное проектирование систем профессиональной радиосвязи для связи с диспетчерскими службами по всей стране. Начальник отдела телекоммуникаций ПАО "МРСК Центра" Антон Бритько так прокомментировал эту задачу: "Энергетикам надо заниматься развитием собственной сети связи, чтобы иметь надежную связь между диспетчерами и персоналом. Как показала практика, мы не можем полагаться на чьи-то сети связи, будь то спутниковая или мобильная связь, поэтому мы развиваем свою радиосвязь", - подчеркнул он. В частности, территория ПАО "Ленэнерго" покрыта сетью профессиональной мобильной радиосвязи стандарта DMR (Digital Mobile Radio).

Как отметила руководитель направления "ИТ-Консалтинг" компанит PWC Светлана Медведева, исследование, проведенное консалтинговым агентством, показало, что крупные компании ждут от цифровых технологий увеличения выручки и прибыли, а также снижения затрат. PWC определил восемь ключевых новых цифровых технологий: Интернет вещей, искусственный интеллект, роботы, 3D-печать, виртуальная и дополненная реальности, блокчейн и дроны. Компании из отрасли энергетики, а также игроки из других отраслей назвали самые привлекательные для них технологии. По их оценкам, это Интернет вещей и искусственный интеллект.

"Интернет вещей кардинально изменит бизнес-процессы в отрасли, обеспечит экономию и создаст новые продукты. По нашим оценкам, к 2025 г. экономический эффект от IoT составит около 530 млрд руб. - за счет снижения потерь электроэнергии, отказа от лишних инвестиций в строительство новых мощностей, оптимизации ремонтной программы и программы модернизации", - говорит Светлана Медведева.